Новые публикации:

Новые комментарии:

© В. Сальников, 2007–2020

Мнение авторов публикаций не обязательно совпадает с мнением редакции.

Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам. Если не указано иное, то автором публикаций является редакция.

Перепечатка редакционных материалов допускается с указанием источника.

Освобождение от ответственности

26 апреля 2010 г. Комментарии (0)

Россия будет экономить энергию в ЖКХ по белорусскому варианту

Повышать энергоэффективность российской экономики решено преимущественно административными методами. До конца 2010 года на базе региональных подразделений ОАО «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)» будут созданы профессиональные энергосервисные компании, которые займутся подготовкой инфраструктуры для направления финансов в повышение энергоэффективности ресурсопотребления всех секторов российской экономики, сообщил министр энергетики Сергей Шматко на конференции по энергоэффективности в Москве.

По поручению министра в каждом регионе будут созданы подведомственные МРСК энергосервисные компании ориентировочной численностью не менее 50--100 человек. Представители компании будут работать во всех крупных городах, чтобы собрать серьезный портфель заказов с проведенным технико-экономическим анализом проектов. Делается это для того, чтобы помочь «банкирам, которые распознали вкус и значимость энергоэффективного бизнеса, готовы в него инвестировать, но для этого нужно создать определенную инфраструктуру». Среди заинтересованных финансовых институтов министр назвал Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, но заверил, что список открыт для всех желающих. Расширение функций МРСК позволит уже в 2011 году обратиться в правительство с предложением о рекапитализации компании.

Воспользоваться государственной структурой для реализации политики повышения энергоэффективности решено, как признался министр, опираясь на опыт Белоруссии. «Наш сосед при ограниченных финансовых возможностях, только за счет административных и организационных мероприятий уже смог достичь показателя расхода менее 300 г условного топлива при производстве 1 кВ?ч электроэнергии (в России ставится задача обеспечить снижение этого показателя с 332 до 296 г у.т./кВт?ч к 2020 году). Мы тоже намерены использовать этот опыт», -- заявил г-н Шматко. По его словам, для развития в России «энергоэффективного бизнеса было бы недостаточно просто выпустить нормативные акты и ждать, когда у нас в стране начнут инициативным образом возникать энергосервисные компании».

Одними из ключевых проектов МРСК станут обучающие программы. Одна из них будет ориентирована на банковских менеджеров, чтобы они могли профессионально оценивать эффективность энергосберегающих проектов. Одновременно Минэнерго совместно с Российско-германским энергетическим агентством уже в 2010 году намерено организовать массовое обучение (сроком до одного месяца) специалистов российских энергосервисных компаний в Германии, чтобы обеспечить быстрый переток используемых на Западе энергосберегающих технологий из Европы в Россию.

С точки зрения энергоэффективности и снижения издержек Министерство экономического развития намерено рассматривать инвестиционные программы естественных монополий в рамках работы над уточнением тарифов на их услуги на 2011 год, сообщила журналистам глава ведомства Эльвира Набиуллина. При этом чтобы обеспечить монополиям стабильные и предсказуемые условия работы, министерство намерено предложить уже со следующего года перейти к утверждению их тарифов на трехлетний период. Будут ли при этом тарифы снижены или повышены, министр пока затрудняется сказать, но заверила в стремлении «сдерживать рост тарифов для потребителей». «Снижение расходов должно происходить не за счет занижения тарифов. Тарифы должны находиться на экономически оправданном уровне. Иначе это приводит к недофинансированию, изношенности сетей и инфраструктуры», -- подчеркнула министр.

Основное внимание государства будет сосредоточено на повышении эффективности энергопотребления в бюджетном секторе на региональном и муниципальном уровне. В течение этого года все бюджетные организации должны пройти обязательный энергоаудит и в дальнейшем обязаны обеспечивать ежегодное сокращение энергопотребления на 3%, напомнила г-жа Набиуллина. Соответствующий порядок определен в принятом в ноябре прошлого года федеральном законе «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». В соответствии с этим законом все сэкономленные за счет снижения потребления энергии и других коммунальных ресурсов средства госучреждения смогут использовать по своему усмотрению, в том числе направить на повышение зарплат своим сотрудникам.

Госучреждения способны с легкостью справиться с данным заданием. По результатам обследования жилого квартала одного из городов в рамках реализуемого Минэкономразвития пилотного проекта выявлены экономически привлекательные мероприятия по энергосбережению, срок окупаемости которых не превышает пяти лет. В жилом секторе реализация этих мер способна обеспечить экономию в 10% от текущего потребления коммунальных ресурсов, а в социальном секторе -- до 25%. После 2011 года предполагается тиражирование этого опыта на всей территории России.

Еще более оптимистичные данные о масштабах возможной экономии сообщила директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Ирина Булгакова. По ее мнению, «основной потенциал энергосбережения находится в квартире у потребителя» -- не менее 50% от нынешнего уровня потребления. Здания, построенные до 1975 года, в четыре раза более энергоемкие, чем строившиеся позднее, и в 12 раз более расточительные, чем здания, возводимые по европейским стандартам. При этом в решении проблемы ветхого жилья в прошлом году наметилось только снижение темпов прироста его доли.

Опору российской власти преимущественно на административный ресурс в борьбе за экономию энергии в коммунальном секторе европейские эксперты считают не очень эффективной. «Баланс между кнутом и пряником в проведении государственной политики энергосбережения в России нарушен, -- уверен руководитель европейских проектов по энергоэффективности Альберт Звееринг. -- Нужно больше экономических стимулов». Когда в Европе поняли, что энергия -- это слишком дорогое удовольствие, и стали разрабатывать программы повышения энергоэффективности, то начали с экономических стимулов к энергосбережению. «Принудительный компонент» появился позднее. Но и сейчас европейская нормативная база, направленная на повышение энергоэффективности зданий, только на 40% опирается на меры принудительного характера. «Только законодательное давление не сработает, повышения эффективности не достигнете», -- предупредил г-н Звееринг. По его словам, в Европе «главными стимулами к повышению энергоэффективности являются государственные субсидии». В частности, это касается частичной оплаты государством энергоаудита.

Жаль, что этого выступления не услышал помощник президента РФ Аркадий Дворкович. Он ушел сразу после того, как в самом начале конференции посоветовал присутствующим в случае, если им не удастся получить финансовую поддержку Минэкономразвития или Минэнерго, опираться на собственные силы. «Любые вложения в энергоэффективность -- это одновременно в большинстве случаев инвестиции и в повышение производительности труда, качества продукции, услуг», -- убежден г-н Дворкович в безусловной выгоде энергосбережения. Хотя поставщики ресурсов могут с этим и поспорить.

Андрей СУСАРОВ
Источник
 
 

Следующая: Лишние на братском празднике самовыдвижения

Предыдущая: Все на уборку мусора!