Новые публикации:

Новые комментарии:

© В. Сальников, 2007–2020

Мнение авторов публикаций не обязательно совпадает с мнением редакции.

Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам. Если не указано иное, то автором публикаций является редакция.

Перепечатка редакционных материалов допускается с указанием источника.

Освобождение от ответственности

3 апреля 2010 г. Комментарии (0)

ЖКХ: десять лет спустя

2 февраля правительство РФ распоряжением № 102-р утвердило концепцию федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы». На заявленные цели запланировано направить почти 4,098 трлн рублей, при этом бюджеты всех уровней оплатят лишь пятую часть затрат. Остальные средства предполагается получить от частных инвесторов и собственников многоквартирных домов.

Кого назначат крайним?

Многие принципиальные моменты обозначены в документе «штрих-пунктирно», тем не менее приведенные целевые индикаторы и намеченные контрольные цифры не оставляют сомнения в серьезности намерений правительства. Как и в том, что модернизация отечественного ЖКХ отнюдь не сводится к ликвидации накопленного «недоремонта». Задача гораздо более масштабная: коренным образом перестроить всю отрасль. Не только «железки», но и отношения между людьми.

В частности, в течение следующего десятилетия в России не должно остаться многоквартирных домов (МКД) с износом более 65%, а число жилых зданий с износом 31–65% снизится почти вдвое (с 33 до 19%). Все МКД будут снабжены полным набором коммунальных услуг: отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, электроснабжением, газо- или электроснабжением для приготовления пищи (сейчас таких домов в стране 79%) – и оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии, воды и тепла (сейчас – 58% домов). После этого расчеты за коммунальные ресурсы будут производиться только по приборам учета.

Вместе с созданием единых муниципальных баз информационных ресурсов (включая сведения о проживающих гражданах) это позволит взять на карандаш реальное по-требление населением коммунальных услуг. К примеру, в Москве сейчас заканчивается оборудование домов счетчиками воды и тепла, внедряется автоматизированная система дистанционного учета их показаний, в дальнейшем это получит повсеместное распространение.

Коммунальные предприятия будут приватизированы, а муниципальные сети сданы в концессию частным фирмам. Для финансирования коммунальной сферы запланировано создание типовых механизмов банковского кредитования, а также переход к «долгоиграющим» тарифам на коммунальные услуги, в которых существенную роль будет играть инвестиционная составляющая – финансовое обеспечение ремонта, модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры. За это тоже в конечном итоге заплатит потребитель.

В результате аварийность сетей водо- и теплоснабжения к 2020 году должна уменьшиться вдвое, а энергоэффективность ЖКХ – повыситься: расход энергии на обеспечение 1 кв. метра площади МКД отоплением и горячим водоснабжением уменьшится на 16%. Запланировано также сокращение потребления населением воды на 40%.

Социальная сторона медали выглядит так: запланированная доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения увеличится почти в полтора раза (с 4,7 до 6,9%). Примерно так же возрастет доля семей, получающих субсидии на услуги ЖКХ (с 10,4 до 15%). Один из самых важных для россиян показателей – вклад собственников в оплату реконструкции, модернизации и капремонта МКД – возрастет с 5 до 90%.

Судя по всему, участие государства в ликвидации «недоремонта» жилья постепенно сведется к возмещению собственникам расходов по уплате процентов за кредит. Плюс государство профинансирует создание комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры и единых муниципальных баз информационных ресурсов.

Триллионы новой волны

Но пожалуй, самая впечатляющая часть документа – это Приложение 2, где приведена итоговая (в целом за десятилетие) структура финансирования программы.

Нетрудно заметить, что суммарная доля бюджетов всех уровней составляет примерно пятую часть всех затрат, а значит, правительство планирует осуществить широкомасштабную модернизацию и реформирование отрасли, главным образом – за счет частных инвесторов и собственников МКД. Причем последний термин, насколько нам известно, вводится в лексикон официальных документов впервые.

Допустим, в коммунальную сферу авторы концепции рассчитывают привлечь частные инвестиции за счет сдачи в концессию объектов инфраструктуры и т. д. Но как быть с жилищной сферой, что там станет пряником для инвестора? Единственный разумный ответ: собственность. А значит, нетрудно представить, что дальнейшее развитие событий поставит кое-кого из нынешних собственников жилья перед дилеммой: либо изъятие квартиры и выселение в маневренный фонд за неоплату услуг ЖКХ и/или затрат на капремонт, либо продажа своих квадратных метров некоему инвестору (в будущем – реальному собственнику МКД) и проживание на них уже в качестве нанимателя. Как в промышленно развитых странах Запада, где большинство населения жилье арендует. В этой связи появление нового термина представляется знаковым событием, позволяющим заглянуть в туманную даль будущего.

Возможно, более ясные перспективы обрисует сама федеральная целевая программа, которую запланировано принять в апреле этого года.

Впрочем, нельзя не заметить, что ее выполнение фактически уже началось. К примеру, установка из гл. IV концепции: «необходимо реализовать жесткие нормативные требования к наличию приборов учета...» нашла свое конкретное воплощение в законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...», принятом Госдумой 23 ноября 2009 года.

Согласно этому документу, все здания, строения, сооружения, в которых используются энергетические ресурсы (газ, вода, тепло, электроэнергия) должны быть оснащены приборами их учета (коллективными и/или индивидуальными). Предприятия и учреждения обязаны обзавестись ими к 1 января 2011-го, жилые дома – годом позже. С 1 июля 2010-го ресурсоснабжающие предприятия должны начать работы по установке приборов, а собственники обязаны их оплатить – сразу или с рассрочкой, но не позже чем в пятилетний срок.

В случае рассрочки собственники получат возможность получить кредит, при этом на погашение процентной ставки по нему могут быть направлены бюджетные средства. При несогласии собственников приборы учета им установят принудительно – с возложением на них всех издержек. Расчеты за поставленные энергоресурсы по приборам учета должны начаться не позднее чем спустя месяц после ввода приборов в эксплуатацию.

В общем, процесс пошел.

Юрий Полонский
Источник
 
 

Следующая: Патриций на колеснице

Предыдущая: ЖКХ влияет на психику россиян