Новые публикации:

Новые комментарии:

© В. Сальников, 2007–2020

Мнение авторов публикаций не обязательно совпадает с мнением редакции.

Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам. Если не указано иное, то автором публикаций является редакция.

Перепечатка редакционных материалов допускается с указанием источника.

Освобождение от ответственности

16 марта 2010 г. Комментарии (1)

Утопия как проект справедливого устройства общества.

Из редакционной почты

Утопические теории всегда вызывали много разногласий, споров, обсуждений, но без них наше общество было бы совсем другим, потому что утопии дают человеку надежду и веру. Но когда человечество понимает, что данная теория уже не действительна, из-за смены ценностей и идеалов, то оно обязательно придумывает новую. Утопия подразумевает в себе построение идеального во всех смыслах и проявлениях общества, у которого нет изъянов и слабых сторон. Но история не помнит, ни одного случая, когда утопия воплощалась в жизнь, хотя теоретически это вполне возможно.

В каждую эпоху создавались разные утопические теории, то есть для каждого общества существует своя утопия, а если это так, то единой, целостной, подходящей для всех, утопии не существует, потому что сейчас на нашей планете проживает множество народов, потребности, традиции, понятие счастья и свободы, идеалы, которых могут кардинально отличаться.

Принципы, по которым создаются утопии, потребности человечества, выраженные в них, одинаковы, а идеалы, к которым стремиться общество разные. Это равенство и справедливость.

Вообще, слово утопия пошло от названия острова Утопия, который Т.Мор рассматривал, как макет идеального мира, где нет денежного обращения, нет частной собственности, где царит полное равенство. Примерно такие же мысли можно увидеть в "Государстве" Платона, в котором он говорит о государстве, как о важнейшей идеи справедливости, так же здесь прослеживается тема общественной собственности, Платон говорит, что даже дети должны быть общими, но эта утопия была построена с точки зрения рабовладельцев, то есть возможно, что она бы не полностью удовлетворяла потребности низших слоев. Идеи, представленные в социализме, подразумевают: контроль общества над процессом производства и распределение дохода, уравнивание всех слоев населения, предоставляя не только равные права, но и насаждая выполнение равных обязанностей.

Так же в пример можно привести религию. Ни одна религия не может обойтись без утопии, потому что она является некой приманкой для людей, заставляет их верить в лучшее и дает им надежду. Возьмем в пример христианство и ислам. Обе эти религии говорят о существовании рая и ада, а как всем известно, рай - это совершенное состояние блаженства, некое идеальное состояние реальности, при этом и имеющее начало, но не имеющее конца. Но так же, как и в природе, в этих религия есть полное противопоставление раю - ад, в котором олицетворяется понятие справедливости и возмездия за совершенные грехи.

Человечество всегда стремилось к лучшей жизни, но только оно находило верный путь, как оказывалось, что эта система вскоре становилась недееспособной, начинала стареть и гнить, на смену ей приходила другая, затем следующая, эти циклы существования общественных систем могли лишь отличаться временными рамками. Я думаю, что понятие равенство, описанное во многих утопических теориях, - это достаточно спорный идеал, потому что, как только человек удовлетворяет свои первичные потребности (потребность в пище, сне, пригодных для жизни условий, потребность в безопасности и уверенности в будущем, потребность в общении и любви), то он переходит к удовлетворению более сложных - потребности в самоутверждении в обществе и потребности к самовыражению.

Если скажем в XVI веке в Европе бушевала чума, была санитарная катастрофа и бесконечные войны, все это было непрекращающейся чередой событий, не дававшим людям ни времени, ни сил на, то, чтобы реализовать свои высшие потребности. То есть у большинства населения не было такой возможности, а в высших слоях общества такая возможность была, так как они даже в трудные времена были обеспечены едой, кровом и устойчиво стояли на ногах, что позволяло с уверенностью смотреть в будущее. А так же эти высшие потребности пытались воплотить в жизнь те люди, которые только жили этими потребностями, прикладывали все силы для их реализации, оставляя на заднем плане все остальные. Как правило, такие люди вписывали свое имя в историю. Как только позиция церкви ослабла, а научно-технический прогресс увеличил свои темпы, заменив утопию о рае на уверенность человечества в своих силах, в то, что ему самому возможно найти верное решение на пути к совершенствованию общественной системы. Именно тогда люди начали бороться за возможность самореализоваться. Сейчас у людей достаточно возможностей и времени для осуществления своих высших потребностей, потому что технический прогресс позволил людям избавиться от изнуряющего, поглощающего все их время труда.

Так женщины получили равные права с мужчинами, после Второй мировой войны, так как они были вынуждены заменить их во многих видах деятельности. Вообще после трагических событий Второй мировой войны общество сплотилось, начало ценить многие вещи, о которых забывало во время различных гонках за мировое господство, в различных экономических кризисах, спасая свою экономику и пытаясь наиболее выгодно для себя выйти из рецессии. Эмансипация в обществе набирала все большие обороты, наделив людей теми правами, которые мы видим сейчас.

Государство стало исполнять роль регулятора, обеспечивающего соблюдение равных прав между всеми слоями населения. Но не в силах государства приравнивать всех к одному стереотипу, который бы обеспечивал идеальное сосуществование людей между собой, обеспечивающему людей всеми первичными потребностями, но исключающему потребность людей в самоутверждении и самовыражении.

Фактически для реализации утопии следует создать идеального человека, с идеальными качествами, с идеальным характером, с идеальным здоровьем, который бы при всем при этом соблюдал баланс в природе, а так же вел себя идеально даже в непредвиденных ситуациях, находя наиболее верное решение проблемы. То есть надо создать идеальную модель человека, во всех смыслах и проявлениях этого слова, и размножить её, заменив тем самым человечество, существующее в нынешнем виде, со своими недостатками, хорошими качествами, душевностью, злостью, различными эмоциями, чувствами и так далее. На сегодняшний день создание идеального человека, как идеальную составляющую общества фактически не возможно, как социально, так и технически. В истории XX века уже была предпринята попытка реализовать эту теорию, это идеализация нордической и арийской расы, признание ее высшей расой. В это время появилось такое понятие, как "расовая гигиена", согласно которой строгие правила воспроизводства потомства должны были привести к улучшению расовой чистоты немцев. Эта теория привела к огромным жертвам среди дискриминируемых немцами народов, которых по этой теории они сочли низшим элементом расы, например, евреев.

Если рассмотреть наше общество, то можно заметить, что оно достаточно сбалансировано, но ему далеко до идеала, которое устроило совершенно всех, наверно потому, что это состояние предусматривает в себе потерю жизни общества, которая в идеальном состоянии становится мертвой, предсказуемой, предопределенной, без событий. Общество развивается циклично. Сначала следует мощный длительный подъем во всех социальных сферах общества (экономике, политике, уровня жизни), затем следует меньший по времени, но достаточно сильный спад. Проведя историческую параллель, мы можем заметить, что с течением времени эти процессы становятся более объемными. Наше общество прогрессирует, поэтому назвать его идеальным нельзя, так как, если брать наиболее распространенную утопию о рае, из которой следует, что общество для того, чтобы быть идеальным должно находиться в промежуточном (гармоничном) состоянии, т.е. не прогрессировать, не регрессировать. Из этого следует, что наше общество должно потерять человека, как личность, искоренив из него потребность в самовыражении и самореализации, т.е. для достижения справедливости человеку надо пожертвовать самым ценным, что у него есть - индивидуальностью, личностью, свободой. Цена за справедливость слишком высока!

Данил Кашитский, 16 лет, участник олимпиады «Основы управления»
 
 

Следующая: Речь Зюганова

Предыдущая: Падун сказал: проекту межевания - нет

Еще на тему «Мнение»:

Архив темы